Эго-состояния в транзактном анализе
Эго-состояния в транзактном анализе

Сегодня посвящу пост одной теории, которая,  раскрывает важные секреты общения, и, как всегда, помогает нам понять себя и своих близких. Я говорю о транзактном анализе или, тут возможны варианты, трансактном или трансакционном анализе. Основатель этой внушительной и крайне увлекательной теории Эрик Леннард Берн, американский психолог и психиатр, наиболее известный своими книгами «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди». И очень важной частью транзактного анализа являются эго-состояния, о которых и пойдет речь ниже.

Изучая личность, Эрик Берн выделил три ее компонента, три эго-состояния, без знания которых невозможно и понимание всей теории. Психолог обратил внимание, что в разных ситуациях одни и тот же человек ведет себя по-разному. И это заставило его задуматься, с чем же связано подобное изменение поведения. Представьте себе, что в каждый момент вашей жизни вы пребываете в одном из трех состояний, Берн назвал их Родитель, Ребенок и Взрослый.

Существует очень простая и наглядная схема, помогающая продемонстрировать эту теорию. Представлена она в виде трех кругов, расположенных одни над другим и с обозначениями в центре. Эта схема окажется очень полезной, когда дело дойдет до транзакций, т.е. взаимодействий, которые происходят между людьми, а пока что она поможет нам познакомиться с теорией. Кстати, когда речь идет об эго-состояниях, то термины Родитель, Ребенок и Взрослый пишутся с большой буквы, когда же мы говорим о реальных людях, то с маленькой, это простое правило помогает избежать путаницы.

Структурный анализ, эго-состояния в разрезе
Структурный анализ, эго-состояния в разрезе

Начнем с верхнего кружка с буквой Р, это обозначение эго-состояния Родителя. Название говорит само за себя. Представьте себя маленьким и вспомните, как вели себя ваши родители, когда чему-то вас учили, наставляли, наказывали и т.д.  Именно это поведение и представляет данное состояние. Также это все убеждения, не всегда рациональные, которые мы переняли от предков, это нормы общества, его запреты и законы. Все консервативные установки, которые иногда являются полезными, т.к. они проверены временем, а иногда и мешают появлению в жизни чего-то более свежего и необдуманного – все это наш Родитель. Он помогает нам вести себя по отношению к своим детям определенным образом, передавая им весь опыт поколений. Кроме того, Родитель помогает избежать ненужных размышлений, мы совершаем определенные поступки, потому что так надо и не загружаем мозг лишней информацией.

В общем, в каждом из нас присутствует Родитель. Самый простой пример, когда вы объясняете своему ребенку, что переходить на красный сигнал светофора нельзя, или что необходимо хорошо есть, чтобы вырасти большим и сильным. А еще, когда вы укутываете шарфом своего мужа, бормоча при этом, что он одевается не по погоде и рискует подхватить воспаление легких. Все это наш не дремлющий Родитель…

Обратимся к среднему кружку на нашей схеме, где уютно расположилась буква В. В означает эго-состояние Взрослого. Взрослый, сидящий внутри нас, появляется, когда мы заняты какой-либо деятельностью, требующей от нас мыслительных операций. Взрослый врывается в нашу жизнь, когда мы что-то решаем, оцениваем вероятности, размышляем и т.д. Он рационален, он исследует ситуацию с точки зрения логики и здравого смысла, он живет здесь и сейчас и его можно сравнить с компьютером, который постоянно производит какие-то вычисления.  Помимо перечисленного, Взрослый является неким барьером между состояниями Родителя и Ребенка. Он  берет на себя функцию контроля за двумя этими состояниями и регулирует их деятельность.

Родитель, Взрослый, Ребенок, сверху вниз
Родитель, Взрослый, Ребенок, сверху вниз

Взрослый также есть у каждого и появляется он, например, когда мы заняты своей работой. Попытки сориентироваться на местности, разобраться с новой компьютерной программой или просто решить кроссворд, это задача для Взрослого!

Еще одно эго-состояние, обозначенное самым нижним кружком с буквами Ре (или Рб) – это, конечно, Ребенок. Иногда, чтобы не возникало путаницы с Родителем, его еще называют Дитя и обозначают, соответственно Д. Это самая древняя часть нашей личности, самая открытая и непосредственная. Все мы были маленькими, и некоторые наши детские реакции живы до сих пор. Ребенок отвечает за эмоции и чувства. А еще за всю нашу спонтанность, творчество, а также капризы и страхи, искреннюю радость и любопытство, и многое и многое другое.

Жена, которая канючит эти симпатичные сапоги у мужа демонстрирует состояние Ребенка, или муж, виновато выслушивающий разнос жены из-за разбросанных по квартире вещей, или флиртующие коллеги по работе, которые забывают обо все на свете. Все мы временами пребываем в эго-состоянии Ребенка.

Транзактный анализ базируется на трех принципах, согласно которым у всех у нас были родители и мы переняли частичку родительства, все мы были детьми и в нас осталась часть детства, и все мы в состоянии мыслить здраво и рационально и поэтому в нас есть взрослость.

Нельзя сказать какое из состояний лучше, какое хуже, нельзя сказать, что какое-то можно удалить из организма за ненадобностью. Бывает, конечно, что у человека наблюдается перекос в какую-либо сторону, говоря другими словами, одно из состояний превалирует над другими, но такого, чтобы Родитель, Ребенок или Взрослый был вычеркнут из жизни человека, не встречается.

Для того, чтобы лучше понимать в каком эго-состоянии мы находимся в данный момент, можно использовать простые подсказки, которые предоставляет поведение.

Чтобы распознать Родителя, обратим внимание на жесты. Один из самых распространенных это указующий перст, а также покачивание головой в качестве осуждения. Кроме того, это жесты, которые родители обычно применяют к детям – родительское объятие, укачивание и т.д.

Эрик Леннард Берн
Эрик Леннард Берн

Когда вы учите, наставляете, наказываете, контролируете или, наоборот, ласкаете, утешаете, хвалите, оберегаете – это говорит в вас Родитель.

В общении Родитель пользуется такими словами, как надо/не надо, правильно/не правильно, должен/не должен, положено и принято.

Наша главная эмоциональная часть – Ребенок проявляет себя в непосредственном и ярком проявлении этих самых эмоций, будь то радость или грусть. Использует жесты и движения свойственные детям, это попытки спрятаться, сжаться в комочек, оттолкнуть кого-либо, топать ногами и т.д.

Когда вы прыгаете от радости или рыдаете в углу, когда флиртуете или злитесь, когда разрываете на части не угодивший документ, когда шутите, ревнуете или что-то выпрашиваете, знайте, что ваш внутренний Ребенок вырвался на свободу.

В общении Ребенок использует следующие слова: хочу/не хочу, буду/не буду, нравится/не нравится, дай, мое и т.д. Постараемся подключить свою фантазию и вспомнить, как мы вели себя в детстве. А если у вас есть свои дети, то далеко ходить не надо, просто обратите внимание, что иногда вы ведете себя так же как ваша пятилетняя девочка.

И, наконец, Взрослый. Когда человек находится в этом состоянии, он мыслит логично и использует в разговоре профессиональные термины.

Если вы заняты своей работой, какими-либо вычислениями, спорами или любой другой деятельностью, где необходимо что-то сопоставлять, исследовать, проверять и т.д., то в вас говорит Взрослый.

Вот так, вкратце выглядят эго-состояния личности, которые, повторюсь, есть у всех, только у всех в разных пропорциях. Так что перевариваем эту пищу для ума, берем на заметку, если понравилось и пробуем пользоваться. Удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *