Кубики Кооса 1
Кубики для детей и взрослых…

Сегодня поговорим об одной увлекательной и полезной игре, о кубиках Кооса. Оказывается из обычных кубиков можно сделать интересную диагностическую и коррекционную методику. В первую очередь она, конечно, помогает развиваться малышам, но в игре есть и сложные задания, которые не каждому взрослому по плечу. Хотите испытать себя и найти детям полезное и увлекательное занятие? Кубики Кооса вам в этом помогут!

Когда я думаю о кубиках Кооса, я вспоминаю свои детские кубики. Помните, деревянные такие? Из них еще нужно было картинки собирать. На каждую сторону наносилась часть рисунка, и правильно сложив все кусочки, ребенок видел иллюстрацию к сказке. Своеобразный советский паззл. Так вот, в этом кубики Кооса перекликаются с детством, я имею в виду, они тоже деревянные и из них тоже нужно складывать картинки.  Только вместо рисунка каждая сторона каждого кубика выкрашена в свой цвет. С одного бока красный, с другого синий, а еще есть желтый и белый. Погодите-ка, еще 2 стороны осталось. Ну, пусть одна будет красно-белой, а другая сине-желтой, причем поделим их пополам диагональю. Конечно, вряд ли создатели рассуждали так, тем не менее, мы имеем 16 идентичных кубиков с шестью разноцветными гранями – белой, желтой, красной, синей, красно-белой и сине-желтой.  Вот такие близнецы и являются основой методики.

Кубики Кооса 2
Для каждой грани свой цвет!

Что ж, теперь нам нужны картинки, которые мы и будем воспроизводить из кубиков. Картинки к игре прилагаются, они собраны в двух толстеньких тетрадках, и их более ста штук. Это довольно много, не то, что в детстве. Ваша задача собрать такую же картинку, как на образце. Изображения отфильтрованы по сложности, поэтому если над самыми первыми думать долго не придется, то последние легко поставят в тупик.

От серии к серии, от простого к сложному.

 В общем, если разделять узоры по уровням, то получится следующее: самый простой вариант – это серия А. Для начала авторы не будут просить вас использовать все 16 кубиков, нет, возьмите только 4. И не отвлекайтесь на двуцветные, однотонных достаточно. Для взрослых такая задачка скучновата, но зато маленькие детки смогут продемонстрировать свои способности, собирая дорожку или квадратик. В этой же серии появляются узоры из двуцветных кубиков, что наверняка заставит ребенка задуматься. Но если и это получается легко, то существует вариант еще сложнее – квадрат, повернутый к собирающему углом (т.е. ромб). Поставив верхний кубик, малыш, несомненно, задумается, а что же делать с остальными?

Перейдем к серии Б, она немного сложнее и теперь нам потребуется  9 кубиков. Кстати, всего в пособии 5 уровней сложности – А, Б, В, Г, Д. В серии Б представлены симметричные узоры, за редким исключением, ведь симметричные узоры собирать проще, чем несимметричные. Также присутствуют ромбы, но более сложные, чем раньше.

Кубики Кооса 3
Серия «В». Автомобиль.

Собрав серию Б, переходим к серии В. Здесь, наконец-то, можно использовать все 16 кубиков, и общая сложность узоров, конечно, увеличивается вместе с увеличением количества кубиков. Но особое внимание стоит уделить рисунку 24 – автомобиль. Дело в том, что эта картинка не квадратная и не ромбовидная, а границы белых граней кубиков не обозначены черными линиями (они как бы сливаются с фоном) и появляется необходимость самостоятельно выделять их. Вот теперь взрослые – подключайтесь к загадке, посмотрите на картинку, можете ли вы разделить ее на отдельные кубики?

А мы переходим к серии Г. Здесь нам предстоит собирать буквы (есть вариант с русскими и английскими буквами) и цифры.

И, наконец, самая сложная, серия Д. Симметричность пропадает, зато появляется больше осмысленности, в узоре можно разглядеть, например, чайник, рыбу или лебедя. Теперь только некоторые картинки ограничиваются квадратом, в остальных границы придется искать самостоятельно. Если вы справились с этой серией, можете собой гордиться!

А в чем развитие?

Какую же цель преследует эта методика, другими словами, что она изучает и что помогает узнать о себе? Но сначала немного о том, кто же придумал такие замечательные кубики. Создателем был Орегон С.К. Кос, американский психолог. В 1920 г. появились на свет первые кубики, унаследовавшие имя автора (возможны варианты написания «кубики Коса» или «Кооса» или даже «Косса»). Методика эта предназначалась для оценки невербального интеллекта.

 Позднее еще один американец, Д. Векслер поместил кубики в свою батарею тестов, исследующих интеллект. Векслер несколько упростил первоначальную версию, раскрасив кубики в 2 цвета, красный и белый и оставил красно-белые стороны, а также разработал  варианты методики – детский и взрослый.

Кубики Кооса 4
Борис и Елена Никитины

Еще позднее уже отечественные психологи Борис Павлович Никитин и его жена Елена Алексеевна Никитина обратили внимание на кубики. Никитины занимались созданием собственной системы раннего развития, и кубики очень органично в нее вписывались. Что нового появилось в связи с этим в методике? Кубики приобрели другие цвета, кроме красного и белого, которыми изначально окрашивались все грани. Кроме того, они придумали те самые тетрадки с узорами, разделенные на уровни сложности (у Никитиных эта методика называется «Сложи узор»).

Но вернемся к цели методики. Кубики Кооса развивают наглядно-действенное мышление (т.е. мышление, при котором человек может физически преобразовать что-либо, переставлять кубики в данном случае, в отличие от наглядно-образного, когда мы можем оперировать образами и понятиями, но потрогать их нельзя).

Также вы можете определить степень сформированности пространственного мышления. Ведь, чтобы правильно собрать изображение нужно четко понимать, как правильно повернуть каждый кубик и как он должен располагаться относительно других кубиков.

Помимо этого, важны навыки анализа и синтеза. Глядя на узор, необходимо разделить его на составляющие, на отдельные кубики, для этого и нужен анализ (разделение на части). А когда картинка сложена, мы, наоборот, должны воспринять ее целиком, чтобы сравнить с образцом и убедиться, что все сделано правильно, это и есть синтез, объединение частей в единое целое.

Кубики Кооса 5
Серия «Д». Слон.

Кроме того, для успешной работы потребуется немалая доля внимания, а точнее концентрации внимания. К примеру, чтобы собрать сложный узор нужно долго изучать и анализировать картинку, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Особенно сложно это дается детям, но и особенно полезно, ведь без внимания в жизни никуда.

Никитины, помимо простого складывания по образцу предлагают еще несколько вариантов игры. Например, пойти от обратного, и по кубикам зарисовывать картинки, это поможет развить графические навыки  детям. Особенно полезно будет дошкольникам, и руку поможет подготовить к письму и с клеточками в тетради познакомиться (а именно в тетради в клеточку удобно и интересно рисовать эти узоры). А еще можно и масштаб менять, вообще красота.

Кроме того, Никитины предлагают развивать воображение, создавая узоры, которых нет в книжках с примерами. К таким заданиям ребенку рекомендуется приступать после того, как уже многие узоры он сможет сложить по образцу, т.е. когда его пространственное мышление достигнет определенного уровня. А потом уже можно фантазировать. Особенно сложно создать что-то осмысленное, животное или предмет.

Если говорить о возрасте, в котором можно собирать такие кубики, то начинайте примерно с полутора лет, а верхней границы, я думаю, не существует. В раннем возрасте малышу, конечно, будет доступен только первый узор, но никто не мешает строить башенки, учить цвета! По мере взросления ребенка показывайте ему и другие узоры и так, шаг за шагом, двигайтесь к серии Д.

Кстати, в этой игре можно наблюдать закон зоны ближайшего развития. То, что вы сегодня делаете с ребенком, завтра он делает сам.

Я сам или мама лучше знает?

Что касается помощи, если малыш не справляется. Для начала, не спешите все делать за него. Особенно если ребенок не расстраивается,  не просит о помощи, а внимательно смотрит на сложившуюся картину и думает, как же быть дальше. В этой ситуации он формирует свою личность, а точнее такие качества как настойчивость и целеустремленность. Когда при малейшем неверном движении вы кричите «Не так! Дай я тебе покажу, как надо!», то будьте уверены, скоро чадо будет содрогаться при одном слове «кубики».

Кубики Кооса 6
Серия «Д». Конек-горбунок.

Если же кроха, наоборот, просит помощи, а вы, чтобы сформировать его железобетонный, в жизни пригодится, характер, говорите «учись сам», то желание учиться у него как раз пропадет, как и интерес к игре.

Так что помощь важна, но с правильным подходом, с умом.  (Еще о том, как помогать и общаться здесь). Как уже говорилось выше, делать все за ребенка бессмысленно, это не заставит его думать. Гораздо эффективнее вместе размышлять, анализировать ситуацию и искать решения. Разберем игру подробнее. Помогая, начните с того, какого цвета кубики вам нужны? Синие? Отлично! Какие еще? Красные, конечно. Теперь будем строить. Попросите ребенка показать на картинке, какой кубик он сейчас будет ставить.  Предположим выбор пал на верхний левый кубик. Вы его берете и устанавливаете перед собой (лучше, если вы с малышом будет сидеть точно напротив картинки, которую он собирает, а не сбоку, чтобы не искажать восприятие).

Итак, первый кубик выставлен. Теперь попросите ребенка снова посмотреть на картинку и задайте вопрос: «Как ты думаешь, какой кубик нарисован справа от синего?»

Кстати, эта игра – отличный способ выучить понятия право/лево, верх/низ. Для начала лучше запомнить, где находится левая рука, а где правая, поскольку первый этап изучение пространства, это изучение его на примере собственного тела.

Если ребенок понимает, о чем вы говорите и показывает нужный кубик, замечательно, если нет, покажите пальцем на ту область, которую вы имеете в виду, и начинайте учить право/лево. Предположим, что дальше нам понадобится красный кубик. Малыш берет его и пробует поставить справа от того, что уже стоит на столе. Если необходимо, снова напоминаем, где право уже на примере реальных кубиков. Потому что нам надо научиться сопоставлять право на рисунке и право на столе.

Таким же образом определяем положение следующего кубика. К примеру, он располагается под синим, а заодно учим понятия под/над, сверху/снизу. Ориентируем ребенка на картинке, а потом в реальности.

В конце не забываем сравнить исходное изображение и то, что у нас получилось.

Если ребенку очень сложно понять, где на рисунке заканчивается один кубик и начинается другой, то положите поверх изображения прозрачный трафарет, размеченный линиями. Только для квадратных картинок понадобится один трафарет, для ромбовидных другой, а для картинок с неразмеченной границей трафареты должны быть индивидуальными.

Кубики Кооса 7
Уточка из серии «Д» и обложка книги.

Также можно закрывать части картинки пальцами или листом бумаги, или чем угодно, главное сконцентрировать внимание малыша на нужном элементе.

Когда на картинках начинают появляться разделенные пополам кубики, для ребенка это может стать серьезным испытанием. Для старших дошкольников вводите понятия правый верхний/нижний угол, левый верхний/нижний угол. Обратите внимание малыша, что на этой картинке желтый уголок кубика смотрит вправо вверх, значит и тебе нужно повернуть кубик желтым уголком вправо вверх. Потренируйтесь на простых картинках, соберите их несколько раз, пусть ребенок двигается постепенно, изучая все более и более сложные узоры.

Все это может показаться довольно сложным, но требует немного внимания и интереса, а остальное придет с практикой. Попробуйте сами и убедитесь! Да, и не забудьте сами собрать кубики Кооса! Во-первых, глядя на вас захочется и ребенку, а во вторых проверьте свое пространственное мышление, взрослым тоже иногда полезно поучиться!

6 комментариев для “Что такое кубики Кооса и играют ли в кубики взрослые?”

  1. В вашем обзоре представлены кубики Никитина, а не кубики Кооса.
    Оригинальные кубики Кооса: их всего 9, и они двуцветные (красные с белым), также совершенно другие карточки (узоры) из двух серий.Совершенно не то, что представленно

    [Ответить]

    Юлия Reply:

    Кубиков Кооса как раз 16, а вот у Никитиных 9.

    [Ответить]

    Jelisst Reply:

    У Никитиных 16. Они на фото. Сколько было у Кооса в оригинале я, к сожалению, не знаю.

    [Ответить]

  2. Здравствуйте, Николай. Спасибо за замечание. Действительно картинки к статье взяты из методики Никитиных. Кубиками Кооса я их называю, потому что принцип работы у них сходный, фактически одно модификация другого.

    [Ответить]

  3. Спор о количестве и правильном названии кубиков, несомненно важен для установления исторической справедливости авторства методики, но речь в статье о другом. Я тоже многие годы использовала данный материал в профессиональной деятельности для развития пространственного мышления деток. Результаты в качестве вспомогательного материала кубики дают потрясающие. Жаль, что в домашних условиях родители больше лего используют, т.к. в этом случае ребенок и сам справится, а вот работе с кубиками Кооса и Никитиных (еще и УНИКУБ есть) родители сами, зачастую «виснут». Жаль, это отличная гимнастика для ума! Спасибо автору статьи, что вспомнили и рассказали о кубиках.

    [Ответить]

  4. Наталья, вы правы! Самое главное какого результата можно добиться с помощью методики. Она же правда замечательная! Мне тоже очень нравится))) И дети ее любят. А родителям надо практиковаться, пространственное мышление еще никому не мешало) К тому же, если мама с папой не заинтересованы, то и дети интересоваться не будут. А Уникуб классная штука, тоже всем рекомендую.

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *