Мафия правила игры
Кто скрывается за маской?

Эта игра настолько популярна, что только ленивый в нее не играл или хотя бы не поинтересовался, а что это вообще такое? У нее огромное количество вариантов, персонажей, поклонников. Существуют клубы для любителей этой забавы, как в реале так и в онлайне, а началось все в далеком 1986, когда Дмитрий Давыдов, студент психфака МГУ придумал эту игру. Догадались о чем я? Конечно, перед нами «Мафия»!

Если так случилось, что вы до сих пор не понимаете о чем я, то эта статья как раз для вас. Без долгих предисловий, начнем.

«Мафия». Правила игры.

Чтобы играть в «Мафию», в карточном ее варианте, соберитесь компанией от восьми до пятнадцати человек. Наверное, это будет оптимальным вариантом, хотя, существует и такая версия, где играть можно вдвоем. А еще нам понадобится самая обычная колода карт, из которой вытащим (из расчета на десять человек плюс ведущий) шесть червовых карт без картинок, червового короля, а также три пиковых карты (чтобы лучше различались роли лучше с картинками). Получившийся набор ведущий тщательно перемешивает и раскрывает веером рубашкой вверх. Участники по очереди вытаскивают из веера карты, определяя тем самым свою судьбу в игре. Ведущий, соответственно, карту не тянет.

Как понятно из названия кто-то окажется Мафией, и это будут счастливые обладатели черных карт. Вытащивший короля червей, нарекается Комиссаром, остальные – Мирные жители.

Когда все получили свои карты, осторожно взгляните, что там? По правилам игры «Мафия» никто не должен знать, что вам досталось, это секрет. После того, как все познакомились со своими персонажами, ведущий объявляет наступление ночи.

Изредка заслоняемая темными тучами, луна поднимается над городом. Зловещая тишина подкрадывается к домам и улицам. «Город засыпает» — объявляет ведущий.

Это значит, что все участники закрывают глаза и звучит следующая команда: «Просыпается Мафия». Игроки с черными картами на руках получают возможность познакомиться. Они находят друг друга взглядом и, оставшись незамеченными, ведь Мирные жители все еще спят, Мафия снова закрывает глаза.

Слабые лучи солнца пробиваются сквозь листву деревьев. Тьма сменяется светом, и птицы радостно чирикают, предвкушая новый день. Начинается утро. По команде ведущего «Город просыпается», все открывают глаза.

Мафия правила игры
Вариации карт

Итак, из всех, собравшихся за игровым столом, друг друга знает только Мафия, остальные остаются в неведении. Тут мы наконец-то подходим к цели игры – узнать, кто есть Who? А точнее, задача Мирных жителей и Комиссара вычислить Мафию, задача же Мафии – убить Мирных жителей и Комиссара.

Но как это сделать? Как понять, кто свой кто чужой, кто лжет, а кто честен?  Представьте себя в роли психолога или детектива, как вам больше нравится. Почему Марья Петровна перестала смотреть вам в глаза, а дядя Иннокентий не отпускает своих шуточек? Может, это они ночью перемигивались, а теперь готовят заговор? Хотя, и Петрович натянуто смеется как-то.

Именно наступивший день единственная возможность для честных жителей вычислить Мафиози. Именно днем все игроки начинают жарко обсуждать, чью кандидатуру выдвинуть на эту роль. Каждый может приводить свои аргументы, высказывать предположения. Подозреваете кого-то? Сообщите свое мнение другим, пытайтесь объединиться с вызывающими доверия горожанами. Не исключено, что и против вас будет настроено пара человек. Докажите им, что они не правы! Дерзайте!

День – это самая динамичная, психологическая и тактическая часть игры. И вариантов поведения может быть очень много! Можно долго и громко говорить или отмалчиваться, провоцировать или оказаться спровоцированным. Тактика игрока зависит от многих факторов. Это и личность, и настроение, и доставшаяся роль. Согласитесь, что, будучи Мирным жителем или же Мафией вы можете вести себя по-разному, иногда даже не отдавая себе отчета.

Тем не менее, даже самые жаркие споры должны закончиться и привести к определенному результату. Несколько особо не вызывающих доверия жителей города оказываются под подозрением, и их кандидатуры выдвигаются на голосование. После чего оглашаются имена, и каждый имеет право поднять руку за данного игрока. Набравший наибольшее количество голосов, объявляется мафией и открывает свою карту (а в некоторых вариантах и не открывает). Если эта карта оказывается черной, то Мирные жители могут ликовать, если же красная, то радуется Мафия, только так, чтобы этого никто не заметил.

Как бы то ни было, выбранный человек из игры выбывает и становится наблюдателем. С этого момента он не имеет права голоса и не может участвовать в обсуждениях.

А день на этом завершается, и над городом снова восходит луна. Мирные жители засыпают, просыпается Мафия…

После соответствующей команды ведущего игрок или игроки с черными картами открывают глаза. Они беззвучно выбирают жертву этой ночи. Договориться придется без слов, используя только взгляды или жесты. Достигнув согласия, Мафиози дают понять ведущему, кто не проснется на следующее утро.

Но, кажется, мы совсем забыли еще об одной роли. Ведущий объявляет, что Мафия сделала свой выбор и теперь просыпается Комиссар. По сравнению с остальными красными картами, Комиссар обладает интересной способностью, а именно он может проверить одного жителя на причастность к мафии. Используя взгляд или жест, он указывает ведущему на одного из игроков, а ведущий кивает, если игрок является мафией и качает головой, если не является.

С этого момента Комиссар имеет некоторое преимущество перед Мирными жителями. Но сумеет ли он правильно распорядиться полученными знаниями?

Мафия правила игры
А кем будете вы?

Думаю, уже понятно, что все действо представляет собой чередование дня  и ночи. И, когда рассвет снова занимается над горизонтом, ведущий объявляет: «Город просыпается, но без… (Петровича)» Итак, выбор мафии становится известен всем.

Наутро игроки могу задуматься, почему же Мафия убрала именно этого игрока? Может быть, он пытался разоблачить кого-то, может, о чем-то догадывался, но не был услышан? Сам же Петрович становится наблюдателем.

Обсуждение разгорается, выдвигаются новые подозреваемые. Комиссар в этом раунде может активней включаться в игру, может сообщить окружающим, что он Комиссар и что проверил определенного игрока ночью. Это может вызвать доверие проверенного жителя, с которым удобно объединиться.

Правда не исключено, что тут же объявится еще один Комиссар, самозванец, который по своим причинам решается на обман. Это может быть Мафиози, которому не выгодно сотрудничество истинного Комиссара с Мирными жителями. Или же один из Мирных жителей считает истинного Комиссара Мафией и предлагает побороться за авторитет.

В таком случае, остальные игроки встают перед непростым выбором. Логично будет задать вопрос новоиспеченным Комиссарам, о том, кого они проверили. Если ложный Комиссар из числа красных карт, в порыве доказать свою правоту, называет Мафию, то, в свою очередь Мафия, понимая, что игрок врет, может смело вычеркивать его из претендентов на истинное Комиссарство. И это только один из вариантов развития событий!

Но, как бы там ни было, голосование должно состояться и еще один персонаж выбывает из игры.

За днем следует ночь, и все повторяется. Мафия отстреливает очередного мирного жителя, Комиссар, если он еще жив, проверяет следующего игрока. И снова наступает день.

Таким образом, или Мирные жители вычислят всех Мафиози, или Мафия потихоньку расстреляет Мирных жителей, других вариантов нет.

Задача каждого участника заключается в том, чтобы привести свою команду к победе. Успех зависит о вашей проницательности, умения убеждать и взаимодействовать с другими игроками, харизмы, аналитических способностей и много от чего еще!

При раскладе, когда за столом остается равное число Мирных граждан и Мафии (например, два на два), то победа, как правило, засчитывается последней. Ведь друг против друга черные карты голосовать не будут, и им нужно переманить на свою сторону одного красного игрока, чтобы голосованием выгнать другого. А ночью, кстати, уйдет следующий. В некоторых вариантах игры ситуация, когда за двух участников подано равное количество голосов называется автокатастрофой и либо выбывают оба, либо никто. А это существенно не меняет расклада. Если не уходит никто, то ночью Мафия снова выстрелит в Мирного жителя, изменяя ситуацию в свою пользу. Если же уйдут оба, то один вооруженный Мафиози против одного беззащитного Мирного жителя логично имеет преимущество.

Дополнительные персонажи.

Игра в мафию очень привлекательна, и в ее классическом варианте наскучит не скоро. Но ярые поклонники нашли способ еще больше разнообразить процесс и придумали дополнительные роли.

Этих ролей так много, что им можно посвящать самостоятельную статью, поэтому мы кратко опишем несколько часто используемых.

Доктор. Судя из названия, этот персонаж способен вылечить кого-либо. Т.е. ночью доктор просыпается в свой ход и указывает ведущему на одного из игроков. И если по этому игроку ночью будет стрелять Мафия, то жертва останется жить (ее вылечили). Также существует вариация, где Доктор может лечить самого себя один раз за игру.

Карточная игра "Мафия"
Котокарты) Создают нужную атмосферу!

Проститутка. Совершает свой ход ночью и забирает одного игрока к себе, блокируя его способности. Это значит, что если с Проституткой ушел Комиссар, то он не может никого проверить, если доктор, то никто не излечится, если Мафия, то этот человек лишается права голоса. Если же с Проституткой уходит Мирный житель, то черные карты не могут его убить (его просто нет дома). В том случае, когда стреляют по Проститутке, она выбывает из игры, забирая с собой того, кто был с ней.

Также, выбранный Проституткой игрок, днем не может разговаривать, голосовать и вообще ничего делать не может. В некоторых вариантах его также нельзя выгнать, т.к. у  него есть алиби.

Маньяк. Играет сам за себя. Это значит, что в результате всего действа, если побеждают Мирные жители, то Доктор и Проститутка также считаются победившими, а вот Маньяк выигрывает в том случае, если он всех перестрелял. В свой ход ночью, он может убить любого, и ему все равно красная это карта или черная.

Журналист стоит на стороне Мирных жителей. По ночам указывает на двух игроков, чтобы узнать, принадлежат ли они в одной группировке. Если принадлежат, то ведущий кивает головой (т.е. оба честные или оба Мафия), если не принадлежат, делает отрицательный жест (т.е. кто-то честный, а кто-то Мафия, но кто есть кто неизвестно).

Психология игры.

И, наконец, обратим внимание на психологическую составляющую игры. И начнем с одного из самых интригующих моментов, когда каждый смотрит на свою карту. Именно тогда, когда человек узнает, за кого ему предстоит играть, он может выдать массу полезной информации, и именно в этот момент нужно за ним пристально следить.

Получив на руки карту Мафии или Комиссара и чувствуя на себе большую ответственность, мы бессознательно можем «раскрыться». Неожиданно начинаем скрещивать руки, хотя совсем и не собирались, или чешем нос, ерзаем на месте. Подобные реакции  появляются сразу после просмотра карты и длятся всего несколько секунд, а у опытных игроков и того меньше. Потом участники включают контроль и делаются невозмутимыми: «А что я? Я ничего!»

Различные невербальные сигналы мы подаем постоянно. Вот только чтобы различать их надо много практиковаться. Тем не менее, следите и учитесь. Разные люди по-разному будут реагировать на стрессовые ситуации, кто-от крутит прядь волос, кто-то стучит пальцами по столу, это маленькие маячки, которые помогают понять состояния людей, но самими людьми могут и не контролироваться. Все дело в том, что следить за своей речью нам проще, мы с детства приучаемся к этому. Движения же, особенно такие незначительные могут оставаться незамеченными.

Помимо невербалики «Мафия» развивает умение общаться и играть в команде. Вам придется много договариваться, обмениваться мнениями, обвинять кого-либо и оправдываться самому. Здесь мы тренируем коммуникативные навыки, навыки убеждения, размышляем, как точнее передать свою мысль, ведь за одно подозрительное слово с легкостью зацепится какой-нибудь дотошный игрок! Мы развиваем в себе и лидерские качества и умение убеждать. Тренируется и воображение, ведь провернув один раз удачный ход, во второй раз на это никто не купится! Используйте интуицию! Это сближает игру с Имаджинариумом (Вы уже играли в Имаджнариум?)

А еще мы учимся отличать правду ото лжи! Как ведут себя люди, когда врут? Если хотите узнать об этом больше посмотрите книги Пола Экмана «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь» и «Узнай лжеца по выражению лица».

Кроме того, развивается умение мыслить, простраивать в своей голове схемы развития событий. Почему этим днем игрок так рьяно обвинял кого-то, а после ночи он уже убит?

 Работает и наша память, ведь нужно точно помнить, кто за кого голосовал, чтобы сделать определенные выводы. Запоминайте голоса, это важно! А потом складывайте полученные факты вместе и анализируйте ситуацию. Наблюдайте и активно участвуйте в обсуждениях.

Эта статья написана специально для тех, кто хочет приятно провести время в компании друзей, а если вы являетесь профессиональным игроком, проводя свои вечера и специальных клубах, то, скорее всего, играете по-другому. Об этом рассказывает книга Эдварда Асликяна «Мафия. Правила, тактика и стратегия игры». Вариантов игры много, поэтому приведенное описание может отличаться от описаний с других сайтов. Из полезной литературы еще могу порекомендовать ознакомиться с методическим пособием Петрова С.В., Холопова Е.Н. «Невербальная коммуникация. Развивающие ролевые игры “Мафия” и “Убийца”».

Вполне понятно, почему «Мафия» завоевала так много поклонников. Мы ведь прямо попадаем в детектив и ведем расследование. Оказывается, это очень увлекательно. Мы учимся «читать» других, развиваемся сами… Играйте в психологические игры, учитесь познавать окружающих вас людей и получайте от этого удовольствие!

Карточная игра "Мафия"
Кто победит? Зависит от вас!

3 комментариев для “Город засыпает, просыпается Мафия. Правила игры и психология.”

  1. При малом количестве игроков игра быстро заканчивается, при большом из-за общего шума и разбиения на кучки обсуждающих теряет смысл.

    [Ответить]

  2. Здравствуйте. Существуют игры, в которые можно играть вдвоём или в которые могут играть от 2 до 6 человек, в Мафии так же есть свои условия, при которых игра будет наиболее интересной и увлекательной!

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *