Педагог-психолог в детском саду

Профессия психолога, где бы и чем бы он не занимался, всегда вызывает вопросы. Что конкретно этот человек делает? Как он помогает людям? Да и помогает ли вообще… Лечит ли больных или просто консультирует здоровых? Раздает ли советы или рекомендации? И чем одно отличается от другого? Вопросов в общественном сознании возникает не мало, оно и понятно, ведь профессия эта совсем не очевидна, и в то же время очень ответственна. Мы же впускаем специалиста в свой внутренний мир и позволяем ему проводить там какие-то манипуляции. Но ладно еще мы, взрослые, а что насчет детей? К примеру, зачем и кому нужен психолог в детском саду?

Нас всегда пугает неизвестность. Поэтому попробуем разобрать по полочкам работу психолога и, может быть тогда, она не покажется нам такой непонятной. Направим наше внимание на самые важные моменты, и надеюсь, статья окажется полезной, как родителям, так и начинающим специалистам, да и вообще всем, кто заинтересуется.

Педагог-психолог в детском саду…

Внимание педагога-психолога направлено, в первую очередь на детей, хотя он работает еще и с педагогическим составом и с родителями. А главной задачей является обеспечение психического здоровья детей. Думаю, это понятно, хотя, слова психическое здоровье детей слишком размыты и требуют расшифровки.

Интеллектуальное развитие.

Важной составной частью психического здоровья является правильное интеллектуальное развитие. Т.е. развитие должно соответствовать определенной норме. Но что такое норма?

Мы знаем, что в год ребенок должен уметь ходить или, по крайней мере, стоять на ногах и уже произносить какие-то слова. Это норма для его возраста. А если он и в пять лет не может произнести ничего членораздельного, то это уже серьезный повод для беспокойства. В подростковом возрасте для ребенка нормально отделяться от родителей, бунтовать и проявлять свое Я. Старший дошкольник должен  обладать определенными навыками, чтобы успешно учиться в школе.

Интеллектуально развивается)

У каждого возраста есть свои нормы развития, и их очень много, они охватывают все психические процессы, такие как память, внимание, мышление и т.д.

Зная все эти нормы и применяя свои знания на практике, психолог может поймать тот момент, когда ребенок попадает в группу риска. Т.е. он уже должен говорить, но почему-то еще не говорит. Значит, нужно уделить этому вопросу особое внимание, стимулировать развитие речи и проверить в порядке ли речевой аппарат. Ведь чем раньше будет замечена проблема, тем легче ее устранить!

В обычной жизни мы не так часто обращаем внимание на ребенка с точки зрения развития, к примеру, внимания. Представьте родителя, который, просыпаясь утром, задается вопросом, а достаточно ли у моей Маши развито внимание, как у нее обстоят дела с его объемом, концентрацией или переключаемостью? Мы видим перед собой здорового веселого ребенка, который играет, гуляет с друзьями и радуется жизни. Психолог видит, что Маша живая, активная девочка у которой к тому же, отлично развита моторика, но вот произвольность внимания для ее возраста сформирована недостаточно! Другими словами, психолог смотрит на ситуацию под другим углом и с точки зрения своих профессиональных знаний и имеет возможность вовремя скорректировать развитие.

Особое внимание педагог-психолог в детском саду уделяет подготовительной группе. Ведь важной задачей сада является подготовка детей к успешному обучению в школе. Психолог также активно занимается этим вопросом. Для старших ребят очень важно быть готовыми к новой для себя роли, роли ученика. А для этого должна быть сформирована учебная мотивация, а также развиты все необходимые знания, умения и навыки.

 Эмоционально-волевая сфера и коммуникативные навыки.

Интеллектуальное развитие ребенка, безусловно, очень важно, но психическое здоровье не ограничивается развитием только интеллектуальной сферы. Для эмоционального развития тоже установлены определенные нормы. Например, ребенок должен научиться контролировать свои сиюминутные эмоции и желания, уметь выражать свои чувства приемлемым для общества образом и т.д. Следить за нормальным эмоционально-волевым развитием детей также входит в обязанности психолога.

Что еще нужно взрослому человеку для успешной жизни в обществе? Это, конечно, коммуникативные навыки. Такие как умение общаться, слушать других людей, способность сотрудничать, работать в команде, уважать чужое мнение и многое, многое другое. И чем раньше мы научимся жить в социуме, тем легче нам будет в дальнейшем.

Психологом могут проводиться специальные тренинги, коммуникативные игры, направленные на развитие взаимопомощи, чувства сплоченности и других социально важных навыков. Кроме того, если в ходе наблюдения и диагностики у ребенка были выявлены определенные трудности в общении со сверстниками, к примеру, неумение налаживать контакт, застенчивость или агрессивные черты, психолог также может провести коррекционную работу, направленную на формирование более приемлемого или эффективного поведения ребенка в данной ситуации. Проще говоря, психолог поможет сформировать нужный навык.

Отдельно можно говорить о помощи в адаптации. Это, прежде всего, касается младшей группы, когда дети только начинают осваиваться в детском саду, учатся обходиться без мамы и папы целый день, привыкают к распорядку дня, новым для них занятиям, воспитателям и другим детям. Представьте, какой это для малыша стресс, когда вокруг непонятно почему меняется вся их жизнь! Конечно, не все могут быстро и легко подстроиться под новые условия. Когда ребенок плохо ест, плохо спит, часто плачет и долго стоит у окна в ожидании мамы, это, конечно, говорит о нарушении адаптации. Помощь психолога пригодится и ребенку и маме, которая также растеряна и не может понять, что делать со своим чадом.

Вообще, в работе психолога очень важно чувствовать ребенка, понимать его особенности, его характер, темперамент, способности. Важно замечать, что ему интересно, на что он откликается, а с чем категорически не хочет работать. В общем, необходим индивидуальный подход, умение видеть ситуацию изнутри, разбираться в причинах проблем и уметь находить из них выход. А для каждой личности этот выход будет уникальным, поэтому и разбираться в том, что за человек перед тобой очень важно!

Психолог в детском саду и методы его работы.

Для того чтобы лучше узнать детей и понять, нет ли отклонений от нормы, педагог-психолог в детском саду использует определенные методы. Он может прийти на занятия в группу и понаблюдать за поведением детей. Понаблюдать, в данном случае означает не просто бездумно посмотреть, как малыши играют, а целенаправленно изучать их психические особенности. Психолога интересует, как дети взаимодействуют между собой, умеют ли общаться. Здесь можно сделать выводы об особенностях отдельных детей, посмотреть, чем кто любит заниматься (кто-то играет в активные игры, а другие спокойно рисуют вдали от сверстников, некоторые проявляют агрессивность, другие гиперактивность). Психолог может найти много ценной информации для себя также присутствуя на занятиях в группе.

Помимо наблюдения есть диагностика. Это одно из основных направлений работы психолога. Используя разнообразные тесты, специалист делает выводы о развитии ребенка. Обычно такие занятия проходят в кабинете психолога. Малышам предлагаются задания, которые хоть и выглядят для детей как игра, на самом деле помогают психологу выявить уровень развития. Обычно специалист предлагает что-нибудь нарисовать, или что-нибудь запомнить, или что-нибудь придумать и дети с радостью включаются в процесс диагностики. По завершении таких занятий, специалист может сделать вывод об общем уровне развития ребенка, его сильных и слабых сторонах.

После наблюдения и диагностики работа психолога в детском саду приобретает новые грани. Начинается проведение коррекционно-развивающих занятий. Психолог начинает работать с подгруппами детей, а с кем-то и индивидуально в зависимости от того, что больше подходит конкретному ребенку.

Конечно, коррекционно-развивающая работа должна завершиться определенным результатом. Т.е. выявленные сложности необходимо скорректировать.

Особенные дети.

Не секрет, что существуют дети, нуждающиеся в особо пристальном внимании как воспитателей, так и психологов. Это гиперактивные дети, агрессивные, замкнутые (может быть даже аутистичные), тревожные, имеющие страхи, дети, имеющие нарушения речи, дети с ЗПР (задержкой психического развития) или просто ребята, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию (к примеру, алкоголизм родителей, гипоопека, развод).

Таким детям необходима серьезная коррекционная работа с психологом, а некоторым еще и с другими специалистами, например, логопедом или психоневрологом. С детьми, у которых есть определенные диагнозы психолог может проводить занятия, но лучше, когда несколько специалистов работают вместе. Врач поддерживает ребенка с одной стороны, психолог подтягивает с другой.

Родителям следует помнить, что психолог не выписывает никаких лекарств, не ставит диагнозов, а при определенных подозрениях должен предложить родителям посетить врача! Поэтому, родители, будьте внимательны, ведь ответственность за детей, в первую очередь, несете вы!

Хотя статья получилась довольно длинной, раскрыть все особенности работы мне не удалось, а говорить на эту тему можно много, поэтому написала небольшое продолжение об особенностях работы психолога в детском саду.

Надеюсь, что вы нашли для себя хотя бы крупицу полезной информации, а это уже значит, что статья написана не зря.

Ну, и напоследок, обобщим все сказанное!

Задачи педагога-психолога в детском саду:

— обеспечить гармоничное развитие всех психических процессов детей (для этого психолог должен знать закономерности психического развития детей, вовремя замечать и исправлять возникшие отклонения);

— помимо интеллектуальных навыков психолог также работает эмоционально-волевой и коммуникативными сферами ребенка (наблюдает за эмоциональным фоном в группе и помогает детям освоить навыки общения и взаимодействия);

— свое внимание психолог также уделяет адаптации детей в саду и подготовке к школе;

— психолог оказывает помощь гиперактивным, аутистичным, агрессивным, застенчивым и другим детям, имеющим сложности в поведении и попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, НО никогда не ставит диагнозы, не прописывает лекарства, а при необходимости предлагает обследоваться у врача!

вареники с картофелем: restorator.name/

5 комментариев для “Кому и зачем нужен психолог в детском саду?”

  1. Очень интересно: психолог корректирует, психолог адаптирует,(причем не спрося родителей) проводит исследования, а ответственность все равно несут родители.

    [Ответить]

  2. Почему не спрося? Чтобы провести диагностику надо подписи родителей собрать, что они согласны. И с результатами этой диагностики родителей тоже надо знакомить, и расшифровать, что хорошо, а что плохо и к чему это приведет. О методах своей коррекции тоже необходимо рассказать. Хороший психолог, это не тот человек, который втихоря чего-то там натворил, а тот, кто умеет взаимодействовать с родителями в том числе. Психолог несет ответственность за свою работу. Как и каждый человек. Ответственность за ребенка несут родители. Бывают ситуации, когда специалист не прав, бывает, когда родителям говорили, но они не слушали. Это уже частности достойные отдельной статьи.

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *