В известном смысле каждый человек есть то, что он о себе думает (Франсис Герберт Брэдли)

Сегодня мне хотелось бы затронуть животрепещущую тему самооценки.  Многие из нас жалуются на то, что она занижена, и такое обстоятельство сильно мешает жить! Еще бы, когда постоянно находишься в состоянии подавленности и неудовлетворенности собой, ждать ничего приятного от жизни не приходится. На самооценку могут повлиять различные факторы, но я хочу остановиться на самых ранних, появившихся в такой сложный и интересный период нашей жизни как детство.

  Постараемся проанализировать, что же случилось там, в далеком прошлом, и плоды чего мы можем до сих пор пожинать сегодня. Прежде всего, на нашу самооценку влияют родители, люди которые с самого рождения находятся рядом с ребенком и без сомнения имеют на него огромное влияние. Может быть, вы вспомните некоторые моменты из собственного детства, которые помогут понять, что же происходит в душе теперь. Если же вы сами являетесь родителями, то, возможно, найдете пару трезвых мыслей по воспитанию здорового будущего поколения.

 Без сомнения, родители очень любят своих детей и желают им исключительно добра, но неосознанно совершают ошибки, которые впоследствии мешают уже повзрослевшим малышам жить. Когда ребенок настолько мал, что еще не может сформировать собственного мнения о себе, кто помогает ему в этом нелегком деле? Конечно, родители. Т.е. самооценку ребенка на первых этапах жизни формируют именно они. А так как все мы несовершенны и не всегда знаем, как правильно донести до ребенка трезвую мысль, то закладываем в него собственные комплексы и проблемы. Но даже в том случае, если родители, хорошо психологически подкованы, это не дает гарантий здорового воспитания, ведь все мы срываемся, устаем, применяем полученные знания неправильно, не говоря уже о том, что можно владеть информацией, но вообще не пробовать воплощать ее в жизнь.

Так что родителям приходится, без сомнения, очень трудно. Но нельзя опускать руки и отчаиваться, поэтому начнем рассматривать некоторые типичные ошибки и постараемся избежать их со своими детьми.

Начнем с того, что все мы иногда ругаем своих детей. И нас тоже ругали в детстве за всякие шалости! Но ругать тоже нужно правильно, не забывая о том, что мы все-таки любим наших детей, причем любим безусловно. А это значит не давать негативной оценки своему ребенку, а быть недовольным исключительно его неблаговидным поступком. Например, не «ты у меня бестолочь/идиот/недоумок/дурак, что подрался вчера во дворе», а «мне не понравился твой вчерашний поступок, я действительно расстроена».

Верь в свою звезду —
пусть ее еще не открыли (Михаил Генин)

Таким образом, мы даем ребенку понять, что так делать нельзя, но в то же время, не переходим на личности. Плох не ребенок, плох тот поступок, и именно это надо нашему малышу понять. Как часто мы сами в детстве слышали обидные слова в свой адрес… Это вызывало у нас чувство вины, смешанное в обидой. Неудивительно, что теперь мы точно также ругаем своих детей, ведь по-другому, никто не учил. А теперь давайте подумаем, будет ли у малыша нормальная самооценка, если он постоянно ощущает себя плохим/тупым/ни на что не годным?

Родители вообще любят нелестно отзываться о детях, опять же, не потому что они их не любят, а из каких-то светлых побуждений! Но как должен понять такие побуждения сам ребенок? Приведу пример, когда слова употребляются как бы вскользь, но чадо их прекрасно слышит и реагирует соответственно. «Ой, какой ты у меня дурачок. Это слово совсем не так пишется, а вот так», или «Да ты у меня даже сам пуговицы застегнуть не в состоянии. Какой ты неловкий», или «Какой же ты неуклюжий. Даже мячик поймать не можешь», или «Да ты у меня только задницей крутить и умеешь», или «Какая ты у меня пампушечка!» В общем, примеров целая гора. Регулярно используя подобные выражения можно и слона заставить поверить, что с ним что-то не так. Захочется ли ребенку после вышесказанного еще учиться писать или с энтузиазмом застегивать пуговицы? Он может попробовать снова, но если реакция не изменится, то малыш, пожалуй, откажется от этих действий. Страдает ли детская самооценка? Страдает…

Так закладывается чувство собственной беспомощности. Ребенок слышит «ты ничего не умеешь» и ему остается только поверить в это. В случаях с написанием букв и застегиванием пуговиц, скорее всего, проявится гиперопека родителя и стоит выяснить, почему и как она приходит в нашу жизнь. Мать/отец,  напишут правильную букву сами и куртку тоже сами застегнут, продемонстрировав одновременно безграничную заботу о ребенке и указав на бесполезность его собственных усилий.

В случае с мячом, родители проявляют повышенные требования к ребенку, который совсем не обязан каждый раз оправдывать их ожидания. Но, к сожалению, от такой критики у малыша не появится желание играть дальше и совершенствовать свои навыки.

Если родители сами не реализовались в жизни, то они считают, что смогут наверстать упущенное с помощью своих детей. Вот, у меня не получилось стать великим спортсменом/математиком/ученым, но у тебя получится. Стоит ли говорить, что таким образом можно легко испортить жизнь собственному ребенку, который является самостоятельной личностью, и может вовсе не хотеть продолжать наши дела. А возможно у него просто нет способностей в этой области, и малыш будет вынужден нас разочаровывать неуспехами, даже если он действительно делает все, чтобы угодить родителям и почувствовать их любовь и признание. Самооценка опять страдает. Возникает чувство, что меня должны любить не просто так, а за то, что я кем-то стану. А если не стану, ну… тогда я вообще бесполезен!

В предпоследнем приведенном примере, родитель явно указывает, на что способна дочь — «только жопой крутить», а в остальном, она, похоже, по мнения мамы/папы, не добьется больших успехов. Будьте уверены, она вас поняла очень хорошо и в дальнейшем  будет заниматься именно тем, что у нее, по мнению родителей, получается.

Что же касается последнего примера, то здесь тоже все понятно. Если дети во двое дразнят за внешность, так еще и дома называют пампушечкой или хомячком, то можно представить себе чувства ребенка. А в подростковом возрасте подобные домашние клички точно сделают чадо закомплексованным. Говорить о внешности стоит, подчеркивая достоинства ребенка, и его уверенность в себе возрастет.

Дальше всех посылают тех, кто не находит себе места (Геннадий Москвин)

Некоторые очень любят сравнивать своих детей с другими, причем сравнение это будет не в сторону собственного ребенка. «Посмотри на Петю, он домой одни пятерки носит, а ты как троечником был, так им и останешься!» Во-первых, Петю наш ребенок вряд ли полюбит, будет завидовать и чувствовать себя неполноценным. Родители, конечно, хотят продемонстрировать таким образом малышу, как надо учиться, привести подходящий пример, наконец, просто подстегнуть, но такой подход не работает. Если вы сами не видите успехов собственного ребенка, то кто же будет это делать, кто его поймет? Ваше мнение для него пока единственное, и он вам поверит безо всяких доказательств. Поддерживайте малыша, обращайте внимание на достигнутый им прогресс. «Помнишь, как ты долго учил это правило? А теперь вон как легко его применяешь. Молодец!»

Кроме случаев, когда родители вполне конкретно говорят ребенку, что с ним что-то не так, случается, что малыш улавливает бессловесные сигналы. Я имею ввиду неблагоприятную атмосферу в семье, когда родители не могут справиться со своими отношениями. Если мама и папа постоянно ссорятся и в воздухе чувствуется невысказанная  напряженность, ребенок прекрасно чувствует, что происходит что-то неладное. Малыш разрывается между мамой и папой, он ведь не хочет терять никого, и пытается что-то исправить. Но на самом деле не ребенок является причиной натянутых взаимоотношений между взрослыми, и он не может их наладить, но продолжает ощущать свою беспомощностьвину, и, как следствие, самооценка вновь падает.

 Точно также ребенок тонко чувствует неуверенность в себе одного из родителей. Если перед глазами малыша постоянно будет находиться беспокойная, раздражительная мать-одиночка, ребенок вполне может перенять стереотип ее поведения и враждебное отношение к жизни, ведь лучшего примера перед глазами он не имеет.

Вот мы и разобрались с некоторыми причинами заниженной детской самооценки. Благодаря этим причинам плохое отношение к себе может привязаться к нам надолго. Оскорбления, осуждение личности, сравнение с другими, неверие  – вот основные трудности, с которыми приходится сталкиваться детям.

В заключение, хочу пожелать вам не останавливаться в своем развитии, каждый день учиться чему-то новому, самореализоваться и стать по-настоящему счастливыми, чтобы ваши дети могли брать с вас только положительный пример.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *