А стоит ли держать?

Что кроется за словом гиперопека? Или по-другому, гиперпротекция  (от греч. hyper – сверх, лат. protecto – покровительствовать). Это важно знать родителям, ведь гиперопека это стиль воспитания детей. И заключается он в том, что мы проявляем избыточную заботу по отношению к ребенку. В чем же она заключается, чем плоха, и как понять, что мы уже перешли грань здорового общения.

  Когда каждое действие нашего чада сопровождается громким «нельзя», когда мы все делаем за ребенка, когда контролируем каждый его шаг, когда все решаем за него, то это и есть гиперопека. Попробуем разобраться во всем этом чуть подробнее.

 Конечно «нельзя» это важное слово в воспитании ребенка, и если малыш сует пальцы в розетку, это тот самый случай, чтобы его остановить. Но постоянное и бесконтрольное повторение этого слова создаст для ребенка ситуацию, когда запретно абсолютно все! Нельзя залезть в лужу, потому что можно простудиться, нельзя на улице трогать палки и камни, потому что они грязные, дома тоже ничего брать в руки нельзя, а то сломаешь, разобьешь и поранишься, даже бегать нельзя, иначе упадешь, ударишься и т.д. Запретов бесчисленное множество и все их мы применяем с твердой уверенностью, что делаем жизнь ребенка лучше. Но применяя все эти приемы, мы очень сильно ограничиваем познавательную активность малыша. Это нам понятно, какой на ощупь этот камень, или та ваза, а для ребенка важно все узнать, ведь он еще не успел насладиться окружающими его предметами. Ему надо все исследовать. И в этом надо помогать малышу, а не мешать. Пусть у него будут высокие резиновые сапоги, чтобы мерить лужи, он должен знать, что после прогулки надо мыть руки, потому что он трогал грязные вещи, пусть почувствует себя взрослым, подметая полы или помогая маме мыть посуду. Конечно, нужно следить за ним, помогать, если что-то пошло не так, быть всегда рядом, но не мешать исследованиям. Иначе мы рискуем просто загубить всю познавательную активность, и вскоре получим ребенка, который ничем не интересуется. А познавательная активность очень важна, это врожденная человеческая особенность, которая так ярко проявляется у детей. Помогите ребенку изучать окружающий мир, обратите внимание на причудливую форму палки, расскажите, что вазу легко можно разбить и поэтому обращаться с ней нужно аккуратно, будьте проводником в этом мире.

 Для полноты картины предлагаю вам представить, что вы попали в другой мир, и там все настолько отличается от нашего, что никак не удается понять, какие вещи для чего нужны. Вы пытаетесь потрогать неизвестный предмет, понюхать, рассмотреть поближе, чтобы сделать хоть какие-то выводы, но вас постоянно останавливают. Это грязное, это мокрое, это бьется, создается ощущение, что все вокруг опасно, но так и не ясно зачем нужно! Наверное, нам пришлось бы не просто в этом новом мире.

 Еще один отличительный признак гиперопеки, это наше стремление все сделать за ребенка. Ведь он сам ничего не умеет! Проявляется это стремление в том, что мы долго кормим ребенка с ложки, потому что сам он делает это неуклюже и неправильно, застегиваем за него пуговицы, завязываем шнурки. Если у него что-то не получается, мы стараемся не помочь, а сделать вместо него. Таким образом, снова гасим инициативу ребенка. Если малыш просит помощи эффективней сделать не вместо него, а вместе с ним, так, чтобы он тоже принял участие в процессе, понял что к чему и в следующий раз справился самостоятельно. Если же ребенок настаивает, что хочет сделать сам, зачем вмешиваться? Пусть он учится добиваться своих целей. Даже если получается плохо или ребенок делает все слишком медленно стоит дать ему возможность чему-то научиться. Ведь без действий не будет и результата. Завязывание шнурков, развивает мелкую моторику, собирание кубиков или пирамидки, учит мыслить логически. Ребенок, привыкший, что все делают за него, будет ждать пока вы его оденете на улицу, в то время как другие дети уже сами могут натянуть колготки и застегнуть ботинки.

 Постоянный контроль за действиями ребенка еще одна особенность гиперопеки. Куда он идет, чем занят, все ли с ним в порядке, такой подход начинает раздражать детей, когда тем необходимо побыть наедине с собой. Особенно остро потерю свободы ощущают подростки. Лучший способ постоянно конфликтовать с ними, это контролировать.

 Еще один совет, как сделать ребенка несамостоятельным, это все решать за него. В чем он будет ходить, в какой секции заниматься, с кем дружить. Ребенок не научится принимать правильные решения, не научится сам мыслить и взвешивать за и против, если все в его жизни уже будет определено. Как он поймет что хорошо, а что плохо, если ни разу сам не оценит результат своего решения.

 Как еще может проявляться гиперопека? В желании дать ребенку только самое лучшее. Нам хочется, чтобы у него было все хорошее и не было ничего плохого. Но ребенок, привыкший получать в жизни все, чего захочется, вырастет эгоистом. Вряд ли ему будет дело до того, каким трудом вы заработали ему на новую игрушку и сколько труда вложили. Ребенку, привыкшему только получать будет, сложно что-то отдать, в том числе и родителям, ведь отдавать его никто не учил. Все имеющиеся блага будут восприниматься как само собой разумеющееся, а их отсутствие как трагедия.

 Кроме всего перечисленного, гиперопека формирует выученную беспомощность, т.е. страх ребенка перед любым препятствием, ощущение, что он не сможет справиться с появившейся проблемой.

 Таким образом, излишняя забота о ребенке скорее вредит ему, чем помогает. Это тормозит его развитие, гасит познавательную активность. Ребенку сложно сориентироваться в окружающем мире, потому что за него все решают и не дают возможности осмыслить происходящее самому. Привыкнув руководствоваться чужим мнением, ему будет сложно начать самостоятельную жизнь и нести за нее ответственность. Как получается вырастить неприспособленного к жизни ребенка, руководствуясь только благими намерениями? Почему же взрослые совершают такие детские ошибки, об этом узнайте из статьи о причинах гиперопеки. А чтобы не требовать от ребенка невозможного, ознакомьтесь с понятием зоны ближайшего развития и некоторых особенностях общения с детьми.

 Воспитание ребенка это сложный процесс, требующий внимания, как к личности ребенка, так и к нашей собственной личности. Совсем избежать ошибок невозможно, но знания предостерегают нас от некоторых из них. Давайте будем пользоваться этими знаниями!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *