51528_NewsPGMPHovХотите ли вы, чтобы ваш ребенок был гармоничной личностью? Чтобы он с удовольствием учился, умел наладить контакт с окружающими, увлекался чем-нибудь полезным? А готовы ли вы принимать в его развитии участие? Ведь участие родителей играет очень важную роль. Во многом от того, как взрослые общаются с малышом, что они ему рассказывают, чему учат, зависит, каким этот малыш вырастет. Будет ли ему интересно чтение книг или просмотр телевизора, как сложатся взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками и многое многое другое.

Про грамотное взаимодействие с детьми эта статья. Точнее только малая часть эффективного общения будет сегодня рассмотрена, а именно – зона ближайшего развития ребенка и ее правильное использование.

Ого! Зона ближайшего развития… Звучит очень страшно! Ничего, сейчас постараемся разложить все по полочкам.

Само понятие зона ближайшего развития было введено известным отечественным психологом Львом Семеновичем Выготским. Чтобы разобраться, о чем идет речь, обратимся еще к одному термину – уровень актуального развития. Уровень актуального развития – это круг задач, которые ребенок в данном возрасте может решать самостоятельно. Но помимо того, что он уже научился делать, существует еще возможный уровень развития, которого малыш способен достичь, если ему помогут взрослые. Так вот, зона ближайшего развития ребенка — это разница между тем, что он может сделать при помощи родителей и тем кругом дел, которые выполняет самостоятельно.

Кажется, все еще больше запуталось. Изобразим все непонятное в виде простой схемы, и вопросы тут же исчезнут.  Хорошая иллюстрация зоны ближайшего развития предложена в книге еще одного замечательного отечественного психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер. Книга эта называется «Общаться с ребенком. Как?» и ее стоить почитать всем родителям без исключения.

8a0d6ff422dd77b1f76d46b5472ba215
Чем больше делаем вместе, тем больше результат

Итак, представим в виде круга дела, которые ребенок умеет делать сам (это и будет зона актуального развития). А теперь обозначим кружком побольше то, что малыш может выполнить вместе со взрослым. Это — зона ближайшего развития. Обратим внимание, что если ребенок сегодня делает какое-то дело только вместе с родителями, то впоследствии он сможет выполнить его и сам. Другими словами, помогать ребенку в его делах необходимо, ведь так он сможет большему научиться. На нашем рисунке это показано кружочками справа. На верхней схеме изображена большая зона ближайшего развития ребенка, т.е. родители занимались с ним, много делали вместе и в результате ребенок научился выполнять эти дела самостоятельно. Внизу у нас находится схема, на которой родители уделяли малышу значительно меньше времени, зона ближайшего развития узкая, и в результате мы получаем ребенка, круг самостоятельных дел которого, значительно меньше, чем в предыдущем случае.

Отметим, что для ребенка в каждом возрасте существует несколько видов задач. Это задачи, которые он уже умеет выполнять сам, задачи, которые он выполняет только с помощью взрослого и задачи, которые ему не под силу ни при каких видах помощи. Научить годовалого малыша читать не получится, как бы нам того не хотелось. Зато мы можем начать упражняться в собирании простой пирамидки, это для крохи уже доступно, но помощь и объяснения взрослого необходимы. Собирание пирамидки находится в зоне ближайшего развития ребенка, данного возраста, и чем активней в процессе будет участвовать родитель, тем быстрее и лучше будет результат.

eelgJdGjaT0
Сначала с мамой…

Все дело в том, что наши психические функции развиваются по мере взросления, и в каждом возрасте это вполне определенные функции, поэтому обхитрить природу и вложить в ребенка то, предпосылки к чему еще не появились нельзя. Зато другие функции уже развились и, благодаря им, ребенок может совершать определенные действия самостоятельно. Еще ряд функций только начинает свое становление, и именно здесь взрослый может помочь малышу развивать их, потому что именно эти функции входят в зону ближайшего развития ребенка.

Сравним между собой двух детей. С одним родители занимались, помогали ему освоить какие-то умения, объясняли и показывали на практике как правильно выполнять то или иное действие. С другим никаких занятий не проводилось, ребенок был предоставлен сам себе, или родители были слишком заняты. Я думаю, что понятно, кто из этих ребят будет более развитым для своего возраста. Посмотрим, как дети справлялись с простыми бытовыми навыками на примере одевания.

Первого родители учили застегивать липучки на ботинках, натягивать колготки, рубашку, помогали сыну в этом нелегком деле, позволяя ему и самому повозиться и разобраться что к чему, и в три года этот малыш уже может выполнять все перечисленные действия самостоятельно. В садике одевается легко, к воспитательнице с просьбой помочь почти не обращается.

В другой семье такого внимания развитию навыков не уделяли, полагая, что, когда сынишка подрастет, проблемы исчезнут сами собой. Торопясь утром в сад, родители быстренько одевали свое чадо, даже если ребенок хотел поучаствовать в процессе, мама не давала ему долго копаться, ведь так можно и опоздать, да и делает он все неправильно, в колготках путается, пуговицы застегивает с трудом. В результате самостоятельно одеваться мальчик, конечно, не умеет, кроме этого страдает его инициативность, пропал интерес к самому процессу, чему-то научиться он уже не хочет. Ребенок молча протягивает воспитателю ногу, когда тот приносит ботинки, послушно подает руку, чтобы на него натянули кофту. (Также об этом с статьях «Почему возникает гиперопека?», «Гиперопека. Родители против детей?»)

Мы говорим, что дети обладают удивительной познавательной активностью. Им все интересно, и камень на улице пощупать и пальцы в розетку засунуть. Так почему же ему одеваться скучно могут поинтересоваться родители. Почему он не зашнуровывает ботинки с тем же увлечением, что лезет в лужу? На самом деле интерес и к этому делу у малышей велик, особенно во времена возрастных кризисов, когда ребенок пытается все сделать сам, и посуду мыть как мама и пыль вытирать. Но поставить себе четкую цель, и сказать «я научусь застегивать эти пуговицы» ребенок еще не в состоянии. Поэтому направлять его и помогать – вот задача родителей. А еще очень важно не мешать, пусть медленно и неуклюже, но лучше пусть все сделает сам, а вы наблюдайте и подсказывайте по необходимости. Иначе отобьете всю охоту, как в предыдущем примере. Зачем стараться и напрягаться, если все равно все сделают за тебя?

hKLhJdi1YBE
… а потом самостоятельно

Ребенку необходимо помогать адаптироваться в обществе, усваивать его правила и нормы, развиваться интеллектуально. Если же с малышом абсолютно не заниматься, то в результате мы получим то, что называется педагогической запущенностью, т.е. человек физически и психически здоров, но его знания, умения и навыки далеки от возрастной нормы. Такой ребенок сильно отстает от сверстников, и чем позже такая запущенность была обнаружена, тем сложнее ее ликвидировать.

Как воспитывать, сколько уделять внимания, какие книжки читать и какие программы по телевизору разрешать смотреть. От всего этого во многом зависит будущее ребенка. Открытие зоны ближайшего развития помогает нам понять, как это развитие происходит, и чем мы можем помочь нашему ребенку. А дальше… выбор остается за вами…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *