«Я действительно хочу договориться, но мы все равно ссоримся, почему?» – этот вопрос я периодически слышу на консультациях. Бывает, искреннего желания недостаточно, нужно еще уметь говорить о своих потребностях и слушать другого человека. Мы можем отстраняться от наших нужд и от сопереживания другому человеку, говоря на языке обвинений, оценок и интерпретаций чужого поведения: «Ты никогда меня не слушаешь», «Ты виноват, что…», «Ты не прав», «Ты говоришь глупости», «Ты меня расстраиваешь». Послания, сформулированные таким образом, вызывают у собеседника скорее злость и стремление защищаться, чем понимание и желание пойти на встречу. Психолог и специалист по разрешению конфликтов Маршалл Розенберг разработал метод, который позволяет нам через правильные слова находить путь от своего сердца к сердцу другого человека. Этот подход называется ненасильственное общение.

Если вы хотите передать послание другому человеку в ненасильственном ключе, то следуйте следующему плану:

1. Вы наблюдаете за тем, что в действительности происходит в ситуации: какие поступки и слова других людей улучшают вашу жизнь, а какие нет. Вы фиксируете, что происходит, без осуждения и оценки, просто констатируя факт. Например, «Ты мешаешь мне работать» – это оценка, «Ты подходишь ко мне три раза за полчаса с вопросами, пока я работаю» – это констатация факта.

2. Затем вы отмечаете свои чувства во время наблюдений за этими действиями: что это –боль, страх, радость, изумление, раздражение, печаль, интерес? Важно говорить о том, что чувствуете, а не как оцениваете свое состояние или интерпретируете поведение других. Например, «я чувствую, что все бесполезно» – это ваша оценка ситуации, но не эмоции, а «я чувствую, что меня не любят» – это интерпретация поведения окружающих. Вообще если мы формулируем «я чувствую, ЧТО», то можно быть уверенным, что дальше пойдут слова о наших мыслях, но никак не чувствах.

3. Третий компонент – подтверждение потребностей, лежащих в основе наших чувств. То, что делают и говорят другие, может быть стимулом, но никогда не является причиной наших чувств. Причина – удовлетворение или не удовлетворение наших собственных потребностей. Например, когда близкий человек весь вечер с вами не разговаривает, вы можете чувствовать печаль и одиночество, которые являются сигналом о том, что ваша потребность в близости не удовлетворена. Когда вы в течение дня выполняете всю работу по дому, и вам не помогают, вы можете чувствовать раздражение, которое говорит о том, что вы устали и нуждаетесь в помощи.

4. Четвертый компонент – это просьба: что вы хотите попросить друг у друга, для того чтобы обогатить ваши жизни. Постарайтесь избегать туманных, абстрактных или двусмысленных формулировок и не забывать об использовании языка позитивных действий, то есть просить о чем-то, а не о том, чтобы чего-то не было. Важно отличать просьбу от требования. Если вы считаете, что в ответ на ваше предложение другой человек должен обязательно согласиться, если вы обижаетесь при отказе, то это требование. Чем яснее вы формулируете просьбу, тем вероятнее вы получите то, в чем нуждаетесь. Однако, важно помнить, что цель ненасильственного общения не в изменении людей и их поведения ради достижения ваших целей, а в установлении отношений, основанных на честности и эмпатии, которые в результате дадут удовлетворение потребностей всех.

Например, мать может выразить три первые стадии, сказав своему сыну-подростку: «Когда я вижу два скомканных грязных носка под журнальным столиком, я чувствую раздражение, потому что мне важен порядок в тех комнатах, которыми мы с тобой пользуемся вместе». А затем добавить к этому совершенно конкретную просьбу: «Не мог бы ты либо забрать носки в свою комнату, либо бросить их в стиральную машину?»

Как реагировать с сопереживанием на то, что нам говорит другой человек? Об этом я расскажу в другом посте. Если вам хочется подробнее ознакомиться с этим замечательным методом, рекомендую книгу Маршалла Розенберга «Язык жизни. Ненасильственное общение».

Токарева Евгения, психолог, психотерапевт (Москва)
Психолог, психотерапевт (Москва)
Задать вопрос
Вопрос эксперту
Каков процесс первичной встречи с вами?
Токарева Евгения, психолог, психотерапевт (Москва)
Первичная встреча — это возможность для нас познакомиться и обсудить ваши потребности и ожидания от терапии. Я создаю доверительную атмосферу, где вы можете чувствовать себя комфортно и открыто разговаривать.
Что делать, если я чувствую себя неуверенно или стеснительно в начале сессии?
Токарева Евгения, психолог, психотерапевт (Москва)
Не волнуйтесь, это нормально чувствовать себя немного неуверенно в начале. Я создаю поддерживающую и ненавязчивую атмосферу, чтобы вы могли постепенно почувствовать себя более комфортно и открыто обсудить свои проблемы.
Какие темы я могу обсуждать с вами на сессиях?
Токарева Евгения, психолог, психотерапевт (Москва)
Вы можете обсудить с любыми темами, которые вас беспокоят или волнуют, будь то отношения, стресс, тревога, депрессия или любые другие личные или профессиональные проблемы.
Мне страшно открыться перед незнакомым человеком. Как вы поможете мне справиться с этим?
Токарева Евгения, психолог, психотерапевт (Москва)
Я понимаю, что открыться перед незнакомым человеком может вызывать тревогу. Я работаю над созданием поддерживающей и ненавязчивой среды, где вы постепенно будете чувствовать себя комфортно и уверенно.
Могу ли я быть уверенным в конфиденциальности моих сессий?
Токарева Евгения, психолог, психотерапевт (Москва)
Да, конфиденциальность вашей информации - это наиважнейший аспект моей работы. Все обсуждения между нами остаются строго конфиденциальными и не разглашаются без вашего согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Что если я не знаю, как выразить свои чувства или проблемы?
Токарева Евгения, психолог, психотерапевт (Москва)
Не переживайте, это обычное чувство. Я помогу вам в этом процессе, задавая вам вопросы и направляя вас, чтобы вы могли лучше понять и выразить свои чувства и мысли.

Похожие записи