У каждого из нас есть определенный набор ресурсов. Но не каждый свои ресурсы знает и умеет ими распоряжаться. Тех, кто умеет, легко отличить. Про таких людей часто говорят – у них есть стержень. Складывается ощущение, что человек твердо стоит на ногах и трудности его не сломят. И действительно, в трудных ситуациях людям, которые в контакте со своими ресурсами, всегда есть на что опереться. Поэтому каждому стоит периодически проводить ревизию своих возможностей и резервов.
Ресурсы могут быть внешними и внутренними. На внешние ресурсы наше влияние не возможно или очень ограничено. Внутренние – по большей части под нашим контролем. Есть разные классификации, все они довольно условны, так как ресурсы часто тесно взаимосвязаны. Мне импонирует следующая, с которой довольно удобно работать с целью самопознания:
Внешние ресурсы:
- социальная поддержка (семья, друзья, коллеги, сообщество и пр.)
- материальные ресурсы (работа, финансы, имущество и пр.).
Внутренние ресурсы:
- личностные качества (например: сила воли, доброжелательность, коммуникабельность, организованность и т.д. )
- опыт
- способности (интеллект, креативность, организаторские способности и т.п.)
- умения (профессиональные, бытовые и т.п.)
- поведенческие (различные навыки совладания с трудными жизненными ситуациями)
- физические (сила, выносливость, состояние здоровья и т.п.)
- экзистенциальные (ценности, смысл жизни, вера, свобода, принятие и т.п.)
Есть ресурсы, которые даны нам от рождения – родительская семья и ее возможности (социальные, материальные, психологические и т.п.), поддержка государства. Значительная часть ресурсов появляется в результате наших действий (наш собственный опыт, развитие личных качеств, умений и навыков, обзаведение социальными связями, наращивание материальных ресурсов и т.п.).
Ресурсы могут быть присвоенными (теми, которыми мы ими активно пользуемся) и неприсвоенными (которые мы не осознаем и не используем). Например, в семье, где росла девочка, интеллект как женское качество не ценился. Повзрослев, такая девушка может считать, что она не умна и полагаться ей стоит только на внешность.
Как присвоить свои ресурсы?
- Проанализировать свои успехи и достижения. Как вы этого добивались, за счет чего?
- Попробовать что-то новое и понаблюдать за собой в этих ситуациях. Какие качества, умения вы используете? Иногда нам кажется, что мы чего-то не можем ровно до тех пор, пока не начнем это делать. Проверяйте себя.
- Подумать, кто вас восхищает, является примером. Или, напротив, кто раздражает? Какими качествами обладают эти люди? Подумайте, а что у вас с ними. Возможно, вы узнаете о себе что-то новое. Порой негативный прошлый опыт, родительские установки мешают нам увидеть какие-то свои качества. По закону проекции именно эти качества нам будут чаще бросаться в глаза в других людях, либо вызывая у нас восхищение («Я тоже так хочу!», часто идет в связке с «но не могу») или негодование («да как он может/смеет!»).
Очень важно соблюдать баланс траты/восполнения ресурсов. Если мы будем тратить ресурсы, не восполняя их, то в конце концов случится перерасход. Например, если много работать, не отдыхая, организм будет истощен. Сигналами нарушения баланса могут быть: усталость, раздражение, потеря интереса, состояние неудовлетворенности, проблемы со здоровьем.
Стоит отметить, что ресурсы теряются не только в результате чрезмерного их использования. Они также могут утекать через душевные «дыры» — тревогу, внутренние конфликты, нерешенные проблемы и пр. Пока эти проблемы не будут решены, можно пополнять ресурсы бесконечно – их все равно будет мало.
Если вы чувствуете, что произошел перерасход и вам нужно восстановить свои резервы, воспользуйтесь техниками восстановления состояния. Например, это могут быть:
- различные техники релаксации (медитация, дыхательные и телесные практики)
- посещение ресурсных мест (те места, где вы чувствуете себя максимально хорошо и спокойно, там, где можно набраться сил)
- контакт с безопасными людьми (те, с кем вы чувствуете себя комфортно)