От связанности с другими к отдельности и обратно. И снова, и снова… Мы призваны вечно скитаться по этому маршруту. Это одна из тех самых тем нашей жизни, с которыми сталкиваемся с самого начала прихода в этот мир и до самого конца. Мы можем ощущать ее как внешние обстоятельства, в которые нас ставит жизнь вне нашей воли. Когда я хочу быть с кем-то, но я одна. Когда я хочу быть одна, но я с кем-то. Когда кто-то рядом, но я чувствую себя далеко. В то же время она переживается как потребность. Потребность в близости, в разделенности своей жизни с другими, во взаимосвязи, также, как и потребность в уединении, в отделенности от чужих чувств, потребностей, желаний, планов, ощущения своей отдельности.

Когда-то я наивно полагала, что эти темы – зависимости и автономии,  социализации и индивидуации, травмы отвержения и травмы поглощения, можно окончательно проработать. Итогом мне виделось нахождение баланса. Вот найду этот баланс для себя, и все будет все правильно, здорОво. Отчего то я не подумала, что баланс – это не статичное положение. Попробуйте поймать его на канате, или на балансировочной доске. Это не статика, это постоянные микродвижения – в одну сторону, в другую…  Ведь в корне этих тем лежит лежит то, что в экзистенциальной психологии называется данностью бытия – то, с чем мы имеем дело на протяжении всей жизни, проблема, которая не имеет окончательного решения. Мы можем сталкиваться с ней снова и снова, и каждый раз находить ответ заново. У Джеймса Бьюдженталя очень точно ухвачена двойственность и неразрывность этой темы в нашей жизни — он назвал эту данность «отдельность-но-связанность».

 И вот так мы решаем это уравнение каждый день своей жизни – сколько нам надо близости, и сколько отдельности в этот период жизни, в этой ситуации, с этим человеком.  Не застываем посередине, а все время движемся туда-сюда в каком-то диапазоне. В ежедневном общении это движение по принципу челнока – от себя к другому, от другого к себе.

Если где-то надолго застрять, может быть сложнее вернуться. Бывает иногда и я ловлю себя на определенном краю диапазона. Чаще в излишней связанности – в избытке общения, контактов, обязательств. Если это приятное, комфортное и принимающее общение, от него все еще трудновато отказаться – мозг помнит о долгих годах дефицита, нашептывая «Бери, пока дают!». И приходится напоминать этой моей части – что сейчас все ок, потом тоже будет, это не последний кусок хлеба, не надо наедаться впрок. Что пора двигаться к другому полюсу – вернуться к себе, осознать, где я нахожусь, что чувствую, что хочу.

Иногда парадоксально надо двинуться в сторону отдельности, чтобы прийти к связанности.  Тут мне представился компьютер с несколькими портами. Если ко всем подключены устройства, возможности исчерпаны. Насыщать потребность в связанности мы можем в разных отношениях и на разных уровнях – семья, работа, друзья, сообщества, соцсети (последнее часто дает иллюзию связанности). Если этого перебор, то мы можем ощутить желание отойти, отодвинуться, отключиться… Но вопрос – от кого? Например, слишком сильно погружаясь в перегруженную общением профессиональную деятельность, мы можем приходить вечером к семье уже с острой потребностью отделиться. Другой вариант, когда социальная жизнь у нас настолько перенасыщена (или общение с родительской семьей забирает весь ресурс), что для нового человека места уже не находится, как бы мы сознательно при этом не заявляли, что хотим отношений. И в том, и в другом случае, для обретения близости с другим нужно двинуться к полюсу отдельности – чтобы эта самая потребность в близости для начала возникла. Возвращаясь к метафоре с компьютером, чтобы подключить новое устройство, придется выдернуть какой-то провод.

А может быть противоположный вариант, когда всю нашу потребность в связанности мы пытаемся реализовать с одним человеком (например, супругом, другом или ребенком), не развивая другие отношения. В таком случае эти самые важные отношения перегреваются, партнер не получает воздуха, и в итоге может перегореть. В этом случае наоборот нужно подключать другие источники, развивать другие связи, разгружая эти отношения. И тут опять – получается, мы конкретно в этих отношениях создаем возможность для большей отдельности, чтобы сохранить связанность.

Хотела как-то красиво закруглить, закончить этот текст, но тут поняла, что не могу. Потому что тема бесконечная… Не закругляется. Я снова столкнусь сама нос к носу с этой данностью, и будут новые мысли и новый буквы на экране. Продолжение следует…

Токарева Евгения, психолог, психотерапевт (Москва)
Психолог, психотерапевт (Москва)
Задать вопрос
Вопрос эксперту
Каков процесс первичной встречи с вами?
Токарева Евгения, психолог, психотерапевт (Москва)
Первичная встреча — это возможность для нас познакомиться и обсудить ваши потребности и ожидания от терапии. Я создаю доверительную атмосферу, где вы можете чувствовать себя комфортно и открыто разговаривать.
Что делать, если я чувствую себя неуверенно или стеснительно в начале сессии?
Токарева Евгения, психолог, психотерапевт (Москва)
Не волнуйтесь, это нормально чувствовать себя немного неуверенно в начале. Я создаю поддерживающую и ненавязчивую атмосферу, чтобы вы могли постепенно почувствовать себя более комфортно и открыто обсудить свои проблемы.
Какие темы я могу обсуждать с вами на сессиях?
Токарева Евгения, психолог, психотерапевт (Москва)
Вы можете обсудить с любыми темами, которые вас беспокоят или волнуют, будь то отношения, стресс, тревога, депрессия или любые другие личные или профессиональные проблемы.
Мне страшно открыться перед незнакомым человеком. Как вы поможете мне справиться с этим?
Токарева Евгения, психолог, психотерапевт (Москва)
Я понимаю, что открыться перед незнакомым человеком может вызывать тревогу. Я работаю над созданием поддерживающей и ненавязчивой среды, где вы постепенно будете чувствовать себя комфортно и уверенно.
Могу ли я быть уверенным в конфиденциальности моих сессий?
Токарева Евгения, психолог, психотерапевт (Москва)
Да, конфиденциальность вашей информации - это наиважнейший аспект моей работы. Все обсуждения между нами остаются строго конфиденциальными и не разглашаются без вашего согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Что если я не знаю, как выразить свои чувства или проблемы?
Токарева Евгения, психолог, психотерапевт (Москва)
Не переживайте, это обычное чувство. Я помогу вам в этом процессе, задавая вам вопросы и направляя вас, чтобы вы могли лучше понять и выразить свои чувства и мысли.

Похожие записи