Для маленького ребенка Я — начальная точка отсчета для всего мира. Это называется эгоцентризмом мышления и является нормальным этапом развития. Поэтому обычно дети приписывают себе и своему поведению причины происходящего с другими людьми: «Мама сердится, наверное, я плохой» или «Родители развелись, потому что я плохо себя вела». Некоторые родители, не умея выражать свои чувства, добавляют к этому еще и от себя обвинения (но я сейчас не об этом).
Позже мы овладеваем способностью к децентрации — то есть можем смотреть на ситуацию не только со своей стороны, и видеть мир гораздо многообразнее, с точки зрения других людей. Но проблема в том, что многие идеи о мире и о себе в нем мы усваиваем раньше.
⠀
Например мы, дети 90-х, часто интерпретировали вечную занятость родителей как то, что мы им не нужны. А себя считали этакой досадной помехой, источником их раздражительности. Маленький ребенок не в курсе, да и пока не может понять, что есть большой мир, в котором в этот момент все рушится, люди (включая родителей) не знают, что будет завтра, будет ли им чем накормить своих детей, будет ли работа. И что папа отсутствует, потому что хватается за любую возможность заработать, а мама раздражается, потому что не знает, куда девать напряжение из-за постоянной тревоги.
⠀
Когда мы вырастаем, появляется понимание, но вместе с ним запрет на чувства гнева и обиды из-за неудовлетворения базовых потребностей во внимании и принятии. «Я все понимаю, им было тяжело. Нет смысла обижаться» — периодически я слышу на консультациях. И это будто ставит крест на признании, что и этому человеку в детстве было тяжело, что его чувства имеют право на существование. Но от этого гнев и обида никуда не денутся. На самом деле этим чувствам можно найти место — в кабинете психолога, в нашем диалоге, в драматических упражнениях. И только после этого возможно настоящее принятие, а не рационализация. Принятие родителей, принятие себя.